Главная / Статьи / Тема недели / Бизнес по франшизе

Бизнес по франшизе

Просмотры (598)  Комментарии (0)
Подготовила Мария РАКЧЕЕВА
 
В последние годы в Рязани открывается все больше предприятий, работающих по франшизе – соглашению, позволяющему использовать бренд известной и «раскрученной» компании для развития собственного бизнеса. Мы решили выяснить плюсы и минусы создания собственного дела по этой системе, а также услышать мнение рязанских предпринимателей, рискнувших представлять в нашем регионе именитые мировые бренды.


Теория и практика

 
Несмотря на то, что такой тип ведения бизнеса уже много лет развивается и активно используется в нашем городе, для большинства рязанцев слово «франшиза» до сих пор остается малопонятным термином из учебника по экономике. Так что же такое франшиза,  и как она работает?
 
В начале 90-х годов в Москве открылся ресторан быстрого питания «Макдоналдс». Он стал одним из первых в России, открытых по американской франшизе. Последователей оказалось немало. По данным Российской ассоциации франчайзинга, наша страна входит в число мировых лидеров в сегменте построения своего дела по технологии уже состоявшейся марки. Рынок франчайзинга в России за последние пять лет увеличивался на 25% ежегодно. За 2016 год темпы роста снизились и составляют 15%. Общее количество франчайзинговых компаний в России составило 1300, а франчайзинговых точек — более 75 тысяч.
 
открытие ресторана макдоналдс в москве
Открытие ресторана "Макдоналдс" в Москве – одного из первых предприятий, начавших работать в России по франшизе
На сегодняшний день к наиболее популярным франшизам России относятся «Лукойл», «Пятерочка», «Инвитро», «Шоколадница», Subway и ряд других торговых марок.
 
В Рязани же первые предприятия, открытые по франшизе, появились в начале 2000-х годов. На первых порах, это были, преимущественно, точки общественного питания. Но затем по этой системе в нашем городе открывались бутики одежды известных марок, магазины продовольственных товаров и медицинские центры.
 
31 марта 2017 года состоялось открытие нового магазина «Фасоль» по одноименной франчайзинговой программе, при содействии компании «Метро Кэш энд Керри». По информации руководителя проекта, в ближайшей перспективе на территории областного центра планируется открытие еще нескольких подобных магазинов. Одним из важных факторов при этом станет шаговая доступность для населения. Этот проект был поддержан администрацией города Рязани.
 
торговая точка рязань
Благодаря франшизе в Рязани ежегодно открываются десятки торговых точек, заведений общепита и других предприятий
Вот, что отметил начальник управления инвестиционной политики, развития малого бизнеса и потребительского рынка Виталий ЛАРИН:
 
– Основной целью программы является поддержка независимых предпринимателей, развитие бизнеса, создание новых рабочих мест, решение вопроса занятости на территории города Рязани. Открытие предприятий подобного формата будет способствовать повышению конкурентоспособности, расширению спектра торгового обслуживания, улучшению качества продаваемой продукции, возможностей представления продукции рязанских товаропроизводителей на прилавках новых магазинов.


От хостелов до квестов

 
Но, если магазины и закусочные – это уже привычные для предпринимателей сферы деятельности, то на основе франшизы в Рязани за последние несколько лет стало развиваться несколько совершенно новых направлений.
 
Молодой предприниматель Иван Питюков купил франшизу у крупной международной компании Like и в апреле 2014 года открыл в Рязани один из первых хостелов – мини-гостиницу для студентов и туристов, расположенную в центре города. Здесь предусмотрены и люкс номера, однако, в большинстве своем, постояльцы размещаются в общих комнатах с отдельными кроватями, что позволяет существенно сэкономить на проживании. А через некоторое время, увидев, что такая система неплохо работает и приносит прибыль, несколько хостелов были открыты и другими рязанскими предпринимателями, уже без использования франшизы.
 
Еще один, совершенно новый вид деятельности, который стал доступен рязанцам по франшизе – это организация интеллектуальных квестов по мотивам легендарных фильмов «Пила», «Код да Винчи», «Миссия невыполнима» и других. Вы знаете, что подбирается команда игроков, которые за определенное время должны разгадать все головоломки и пройти испытания, задуманные организаторами. Рязанцы активно принимают участие в этих интеллектуальных играх.


На личном опыте

 
анастасия гоцуляк
Анастасия ГОЦУЛЯК
Понять «изнанку» бизнеса, открытого по франшизе, помогла победитель регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России – 2016», владелица 4 ресторанов Subway в Рязани и Нижнем Новгороде Анастасия ГОЦУЛЯК. Идея открыть свой ресторан пришла к ней в мае 2011 года. Тогда девушка рассматривала несколько компаний, но где-то ее не восприняли всерьез, а другие проекты показались достаточно дорогими.
 
– Это была самая дешевая франшиза. А когда тебе 21 год и в одном твоем кармане «ноль», а в другом – амбиции и желание покорить мир, это очень важный аргумент, – рассказала Анастасия в своем видеоинтервью на канале Subway Russia на портале Youtube. – Мне не хотелось быть специалистом купли-продажи, на чем основаны многие франшизы, а работать в сфере питания. И в таком деле можно сделать много ошибок, если полагаться только на себя и свои возможности. У меня не было идей, верного алгоритма действий: ты не знаешь, как набирать персонал, общаться с поставщиками и торговыми центрами, вести операционный учет, брать материалы для строительства... И абсолютно на все эти вопросы я получила ответы. Мне очень понравилась политика компании, в которой каждый будущий владелец бизнеса должен съездить на обязательное обучение в Питер, и одну неделю отстоять за прилавком в чепчике и фартуке. И только после этого «система» принимает этого человека и считает, что он готов, чтобы вести свой бизнес.
 
По мнению Анастасии, франшиза – это вариант самого безопасного открытия, когда те ошибки, которые может сделать «одиночка», уже учтены.
 
– Но нет бизнеса, в котором после открытия все будет идти гладко и ровно, – подчеркнула молодой предприниматель в своем видеообращении. – Если вы открываете бизнес – собственный или по франшизе, помните, что никто не будет работать за вас. Работа по франшизе не дает расслабиться – к тебе приходят тайные покупатели, ежемесячные проверки, тебе указывают на то, что где-то ты недорабатываешь, и что-то нужно исправить. Это постоянно держит в тонусе. Вы должны быть готовы работать 24 часа в сутки и быстро реагировать на то, что происходит вокруг. Свое дело надо любить, и я могу сказать, что, в буквальном смысле, живу своими ресторанами.
франчайзинг
Рынок франчайзинга в России за последние пять лет увеличивался на 25% ежегодно


Плюсы и минусы

 
бизнес
Один из главных плюсов франшизы – гарантированая помощь в ведении бизнеса
Если вбить в поисковик словосочетание «купить франшизу в Рязани», появляются десятки предложений самой разной ценовой категории. Объявления заманчиво обещают готовый бизнес-план, обучение и сопровождение, ну а, главное, быстрый и высокий доход. Будущий владелец должен заплатить первоначальный взнос за право на открытие франшизы (обычно эта сумма начинается от 300 тысяч рублей), а после открытия ежемесячно отчислять от 7 до 10% от прибыли. Какие же плюсы и минусы ждут тех, кто решит строить бизнес под эгидой известных брендов?
 
В таком подходе много положительных моментов:
 
- «Раскрученный» бренд сразу привлечет внимание покупателей, ведь мировые компании тратят миллионы на рекламу;
 
- Быстрый старт – необходимый набор документов будет готов в считанные дни;
 
- Обучение и пошаговая помощь в открытии бизнеса поможет избежать тех ошибок, которые совершают многие молодые предприниматели;
 
- Гарантированный и налаженный механизм поставок продуктов и товаров, зачастую, по самым выгодным ценам.
 
Но, несмотря на столь явные преимущества, минусов у такой системы тоже хватает. Никакой «самодеятельности»! Выбирая франчайзинг, владелец бизнеса становится частью отлаженной и жесткой системы, в которой он не вправе что-то менять. И это касается всего: от выбора формы для персонала до вопросов ценообразования и закупки сырья.
 
Поэтому, работа по франшизе хоть и уберегает от многих рисков и неверных шагов, давая отличный старт, все-таки не избавляет от тех проблем и рисков, с которыми придется столкнуться начинающим бизнесменам.
 
15.05.2017г.


Оставить комментарий

Комментарии