Главная / Статьи / Нерабочее настроение / Ольга Погудина: "На телевидении нельзя работать, если тебе это не интересно!"

Ольга Погудина: "На телевидении нельзя работать, если тебе это не интересно!"

Просмотры (515)  Комментарии (0)
Подготовила Наталья МАКАГОНОВА
 
Ольга Погудина
Она - единственный рязанский режиссер - обладатель ТЭФИ и главный редактор телекомпании «Край Рязанский», которая вещает на РЕН-ТВ и на кабельном канале ТКР. О том, как стать хорошим журналистом и о современном рязанском телевидении мы поговорили с Ольгой Погудиной.

Оля, давно тебя знаю, но даже не буду пытаться угадать, понимаю, что удивишь: кем ты хотела быть в детстве?
 
- Врачом!
 
И правда, удивила!
 
- Мне всегда хотелось помогать людям, лечить их, избавлять от боли. Но когда пришло время выбирать институт, я просто испугалась: экзамены там были очень сложные. Пошла в Радиоинститут, потому что он находился рядом с домом, и ни разу не пожалела об этом! Учёба в институте - лучшее время в жизни. Школу уже почти не помню, а вот такое - не забудешь. Я и друзей там настоящих обрела, таких, что, как говорят, «на всю жизнь»! Ну и, самое главное, в «Радике» меня научили учиться! Выпускники этого ВУЗа недаром работают во всех отраслях, они могут освоить все, за исключением разве что медицины. Но теперь я рада, что когда-то не стала врачом: ведь тогда бы в моей жизни не было телевидения!
 
И как ты оказалась на телевидении?
 
Мне позвонила подруга и предложила прийти попробоваться на монтажёра в телекомпанию «Ока» (других тогда еще не было). Я помню, что сказала ей: «Ты что, это же так сложно!» А она успокоила: «Да ладно, всего каких-то пять кнопок! Не бойся, разберешься». Нас пришло трое, но в результате на работу взяли двоих и меня в том числе. Очень быстро я поняла, что монтажёр не просто нажимает пять кнопок, а фактически создает законченное произведение… Все оказалось намного сложнее, но к тому моменту телевидение уже полностью меня захватило!
 
цены на жилье рязань
На съемках в Касимове в гостях у потрясающего героя
Чем тебя привлекла профессия режиссера?
 
Мне очень повезло- сразу доверили монтировать программы, и я с головой окунулась в работу с удивительными людьми, настоящими профессионалами: Светланой Пахомовой, Галиной Воропаевой, Мариной Сидоренко. И операторы тогда были потрясающие, настоящие мастера: Станислав Номероцкий, Владимир Синяев.  Свой первый специальный репортаж к «Субботнему каналу» я монтировала с Мариной Сидоренко. Мы так увлеклись, что вышли с работы на рассвете! Время пролетело незаметно. Тогда это было очень престижной работой и приходилось постоянно доказывать, что ты соответствуешь требованиям.
 
Потом я перешла в « Новости». Это мне тоже многое дало, ведь каждый сюжет - это такой мини фильм, со своим началом, кульминацией и концом. Но при этом  весьма лаконичный жанр: на всё про всё - полторы минуты. Не тот план приклеишь, и эффект уже другой… До сих пор у меня осталось - иногда ночью спать не могу, если чувствую, что что-то не то по картинке. Номероцкий и Синяев меня этому научили…
 
цены на жилье рязань
Во время подводной экспедиции на съемках фильма
Ведь на режиссере монтажа фактически лежит ответственность за итоговый продукт: оператор снял, журналист текст написал, но ни один самый замечательный текст не прозвучит, если сюжет будет плохо неграмотно «закрыт», то есть видеоряд не будет соответствовать, или что-то в нём будет не то.
 
А этому мастерству можно научиться, как тебе кажется?
 
На Ямале на фестивале
Научиться склеивать общий план, крупный и средний - не сложно. Сегодня многие монтируют самостоятельно дома, но это далеко не всё. Кто-то чувствует «картинку», внутреннее притяжение кадров, их внутреннюю связь, а кто-то нет. И тут объяснить или подсказать  невозможно! Так же и у операторов, и у журналистов. Кто-то пишет, кто-то снимает, а вот написать хорошо умеют не все. Как и монтировать. Ведь режиссер монтажа фактически рассказывает ту же самую историю, но картинками, образами. Сначала у тебя нет ничего: есть отдельно текст и отдельно видеоряд, снятый операторами. И из этого хаоса, ты должен сделать законченное произведение, которое заденет зрителя за живое. А вот для этого тебе самому должно быть интересно! На телевидении без этого нельзя! Это не высокооплачиваемый труд, работа в сумасшедшем темпе, который далеко не каждый выдержит,  праздников и выходных, как  у всех нормальных людей, у телевизионщиков нет. Но когда смотришь в эфире на то, что ты сделал, это зачастую оправдывается. В этом наша специфика. Фактически мы производим очень нематериальные вещи: поток кадров на экране, который на самом деле - возможность тронуть чью-то душу, заставить задуматься о чем-то… Поэтому нам так важна отдача. Ради этого мы и работаем. Это самое ценное, когда тебе кто-то говорит, что видел твой фильм, или программу, и она тронула, «зацепила». Или, скажем, на фестивале твою работу оценили не друзья и знакомые, которые могут быть предвзяты, а авторитетные эксперты.
 
Так и получилось на ТЭФИ, ведь твой фильм выбрали среди огромного количества претендентов со всей России. Как ты думаешь, почему?
 
Самое главное в фильме - это интересная история. Надо, чтобы авторы полюбили своего героя, только тогда его смогут полюбить и зрители. Иначе  никак. Фильм был про очень хорошего человека - паралимпийца Виктора Деманова. Он, к сожалению, уже ушел из жизни. Нам удалось сделать фильм так, что он задел за живое даже опытных телевизионных мэтров, так что решение дать Орфея именно за фильм «Слышать сердцем» было единодушным.
 

Сегодня ты еще и главный редактор канала ТКР. Как тебе кажется, каким оно должно быть, рязанское телевидение?
 
Во-первых, любое телевидение, без разницы, какое оно: рязанское, московское или ямайское должно быть разнообразным. Одному интересно посмотреть новости, другому послушать интересных людей, третьему - музыку. Главное, чтобы человеку, который включил наш канал, было интересно. А для этого, как раз, важно разнообразие. Ну и качество конечно. Мы стараемся быть лучшими во всем. Сейчас у нас на канале идут прямые трансляции со всех значимых общественных мероприятий - будь это парад или фестиваль «Черный кот». Плюс большое количество программ,  постоянно обновляющихся, выпуски новостей несколько раз в сутки. Коллеги из других городов не понимают, как мы закрываем такой объем вещания таким небольшим коллективом! Ведь выходим-то на двух каналах: на Рен-ТВ и на 21-ой кнопке, на кабельном, как ТКР.
 
Ты отвечаешь и за журналистов. Как тебе кажется, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим журналистом? Когда кто-то приходит к тебе и хочет попробовать свои силы, ты сразу видишь, получится у него или нет?
 
С ТЭФИ
По кому-то сразу видно, по некоторым нет. Кто-то приходит и сразу пишет живо, интересно, не используя надоевшие штампы и не переписывая пресс-релизы. Журналисту, на мой взгляд, ведь очень важно уметь очаровываться, ценна этакая открытость сердца. Хороший корреспондент приезжает на съемки и умудряется заинтересоваться всем, что бы ни снимал. Только так можно написать такой текст, который «зацепит» и других. Так, чтобы я читала, и мне было уже интересно. У нас так пишет Саша Тиняева. У нее уникальный слог, я читаю её сюжет, и перед глазами возникает «картинка». Я вижу, что она увидела! Но у нас ведь коллективная работа. А поэтому хороший журналист уже на съемочной площадке вместе с оператором должен отработать так, чтобы материал «заиграл». Подметить какие-то детали интересные, попросить оператора их снять, записать интервью с людьми. И не просто записать, а разговорить их. Та же Саша Тиняева  умудряется вытянуть из людей такое! Это верх мастерства.
 
А о чём мечтаешь, когда есть свободная минутка?
 
Мне очень хочется заняться творчеством, делать фильмы, ездить на съемки! Работа главного редактора тоже творческая, но она связана с постоянным присутствием на студии и отнимает всё свободное время. Разорваться невозможно. А мне так хочется опять снимать для души! Очень надеюсь, что эта мечта сбудется… Ну и, конечно, очень важно посещать фестивали. Возможность посмотреть на чужие работы, пообщаться с коллегами - это очень помогает расти профессионально. Есть такой фестиваль в Мурманске «Северный характер». Вот он мне очень много дал. Туда свои работы присылают норвежские, финские и датские кинематографисты. У них очень высокий уровень. И очень приятно было, что однажды мы там заняли первое место в номинации «Лучший фильм о культуре», обойдя даже скандинавов. Ну и ТЭФИ, конечно. Это самая престижная телевизионная награда.  И когда все эти люди из жюри, которых ты обычно видишь на центральных каналах, подходят и говорят: «Молодцы, продолжайте в том же духе!» - это, поверьте, очень важно. А самое главное, что я своей работой все же могу помогать людям, как и мечтала когда-то в детстве. Ведь герой нашего фильма Виктор Деманов, благодаря нам и нашему фильму, все же смог осуществить мечту всей своей жизни - съездил в Японию к другу.
 
18.10.2017г.


Оставить комментарий

Комментарии