Главная / Статьи / Нерабочее настроение / Оператор и фотограф Николай Лабзин: «Дело не в технике, дело в том, что у тебя внутри!»

Оператор и фотограф Николай Лабзин: «Дело не в технике, дело в том, что у тебя внутри!»

Просмотры (929)  Комментарии (0)
Подготовила Наталья МАКАГОНОВА
 
Не знаю, что у него получается лучше - фотографии или видео. Он умеет передать тончайшие настроения природы, выразить, казалось бы, в простом жесте весь характер героя, а самое главное, у него есть свой почерк, свое видение! Так как он не снимет никто. И, глядя на его видео- или фото работы, понимаешь - это искусство. Как изменилось фото и видео сегодня, в эпоху «цифры», чем хорошие фотографии отличаются от плохих и как снять удачное видео или фото - об этом мы поговорили с телеоператором, обладателем премии «Хрустальный журавль» Николаем Лабзиным. 
 
николай лабзин
Николай Лабзин у дома Андрея Тарковского
 
Коля, тебя больше знают как телеоператора, но по образованию ты фотограф. Это была мечта детства?
 
Нет, меня в училище отвел отец после 8 класса. У него была четкая позиция: получи профессию, а потом, если захочешь, получай высшее образование. Я, кстати, потом так и сделал, закончил еще и РГУ. Так вот, в училище мне очень повезло: туда, как раз вести наш курс, пришел фотограф Виктор Агеев. Тогда он руководил фотоклубом «Мещера». И наш выпуск был у него первым и последним, не поток, как в том же ВГИКЕ, на операторском факультете. С нами он выкладывался полностью, это был очень необычный авторский курс. Акцент делал на психологии кадра, драматургии. Он комментировал, объяснял, знакомил нас с работами мастеров. От него было невозможно не заразиться любовью к фотографии. Мне невероятно повезло: придя учиться на работника телеателье, я прикоснулся к настоящему искусству…
николай лабзин

А что можешь посоветовать? Как любителю сделать хорошую фотографию?
 
Я когда-то начинал с плёнки, прошёл через все процессы от проявления к сушке. Там было волшебство - в абсолютно тёмной комнате на фотобумаге перед тобой наконец проявлялось изображение… И ведь до того, как его увидеть, ты должен был доснять всю пленку, все 36 кадров! Сегодняшняя «цифра» - вне таинства пленки. Она проще, это всего лишь ток. Пленка - это изображение на уровне атомов, а «цифра» - это пиксели! Сейчас фотоаппарат сам за тебя всё сделает. А пленка не давала расхолаживаться, приучала сразу скадрировать, выстроить композицию и только потом фотографировать. Я смотрю сегодня, как снимают на улицах: нащелкал как попало кучу кадров, а подумать, выстроить кадр - забыл, некогда! Да и зачем? Потом ведь можно обрезать, в фотошопе подредактировать. Так вот, я уверен - это неправильно! Мой главный совет: если вы хотите заниматься фотографией, дисциплинируйте себя! Заставляйте сначала подумать, а потом хвататься за фотоаппарат, сделайте только один кадр, всего один! Вот увидите, сразу все изменится.  Еще очень важно твое отношение к тому, что ты делаешь. В Советское время в фотоклубах был такой метод как «стол тщеславие». Все по очереди выкладывают свои работы на стол, а остальные их разбирают. Ты вроде уверен был, что снимок великолепный получился, а тут тебе объяснят, что было бы хорошо, если бы здесь бабочка пролетела, а вот здесь был чуточку другой поворот головы, ведь в фотографии все это очень важно. Я смотрю на фото в «Инстаграмм». Щелкнет кто-то котёнка и начинается: «гениально», какая фотография, и т.д. Виктор Иванович Агеев  нам всегда говорил: «Если вы увидели, как котенок зевнул, это еще не повод хвататься за фотоаппарат!» К фотографии надо подходить осмысленно: придумывать сюжеты, поймать настроение в природе, или выстроить драматургию портрета. Это ведь тоже очень сложно - ответить самому себе на множество вопросов: нужно ли модели смотреть в объектив, каким должно быть выражение её глаз, поворот подбородка. Ведь всё это несёт смысл! Вот про это сегодня зачастую забывают.
 
николай лабзин
А самое главное, чтобы в тебе всегда было сомнение, только тогда ты сможешь снять что-то достойное. Я, кстати, хоть и получил профессиональное фотографическое образование, всегда называю себя фотографом-любителем. И, конечно, печально видеть, как люди, только-только купившие фотоаппарат и прошедшие ( в лучшем случае) какие-нибудь курсы, называют себя фотографами. 
 
Сегодня тебя знают как телеоператора, причем телеоператора очень хорошего. У тебя есть  «Хрустальный журавль» за лучшую операторскую работу. А как ты стал снимать видео?
 
Считается, что фотографам трудно перейти к видео. У меня получилось наоборот очень естественно. Смотришь на ручей, видишь блики, пластику воды, игру светотени и понимаешь, что эту завораживающую красоту не передашь при помощи фотографии. Так я начал снимать видео. Начал с природы, делал небольшие клипы под музыку. Тогда только появились персональные компьютеры, сидел ночами, монтировал. Потом я как-то показал свои клипы дворюродному брату, краеведу Игорю Канаеву. Тот отвел меня к Станиславу Номероцкому, старейшему телеоператору Рязани. Тот посмотрел, отметил композицию, чувство света, а главное сказал, что в этих нарезках с видами природы есть даже драматургия. Вот тогда я, наверное, и нащупал свою дорожку. Потом я долгое время работал под его началом на 9-ом канале, он там был главным оператором. Получил опыт большой, более тонко постиг видеосъемку. Потом работал на канале ТКР студийным оператором. Я вообще очень люблю работу со светом. Сейчас снимаю документальные фильмы.
 
Осенний этюд

Поделись опытом, как обычному человеку снять небольшой фильм, например, про свое путешествие, про отпуск?

 
Сегодня многие снимают видео на фотоаппарат. Я часто вижу,  как любители покупают себе профессиональную технику, аргументируя, мол, будет лучше снимать. Так вот, фотоаппарат лучше снимать не может! Снимает человек, а фотоаппарат фиксирует. Ни профессиональные, ни полупрофессиональные камеры любителям не нужны. Я вообще большинство своих самых удачных фотографий сделал обычной мыльницей. Да и камера, которой я снимаю, полупрофессиональная. Я всегда говорю: дело не в технике, дело в том, что у тебя есть внутри. Ведь, что бы ты не снимал – это, фактически, отражение твоего внутреннего мира! Чем он богаче, тем богаче получаются у тебя снимки. Чем глубже ты сам, тем глубже у тебя выйдет  потрет другого человека. Ну, и теория важна: почитайте, что такое композиция, кадр, выдержка. А самое главное - придумать историю! Например, едете вы в отпуск, вопрос в том, что хотите запечатлеть? Я у пальмы, я у фонтана - это никому не интересно. А если сделать наоборот: а где находится пальма? На площади! А где площадь? Вот и сделайте репортаж небольшой: не «фонтан и я», а встаньте рядом и расскажите: «Вот фонтан, он находится там-то и там-то, а проходящие люди по традиции, например, бросают в него монетки». Главное - рассказать историю, историю с изюминкой! Ну и стараться поймать у всего настроение. Скажем, хотите вы запечатлеть пирс, не снимайте его тут же, в лоб! Подумайте, поищите, может он перед вами раскроется на закате, может в надвигающийся дождь. Понаблюдайте! Вот сейчас все говорят: сэлфи, сэлфи, а ведь фактически это автопротрет! Старый и хорошо известный жанр, у которого есть свои законы. Вот только сейчас, к сожалению, такое время, что все границы жанров стерты и в фотографии, и в кино, и на телевидении… Каждый день в мире вал информации, миллионы снимков новых появляются. Как только они выложены в сети, они устаревают. И в этом сумасшедшем невообразимо гигантском потоке, увы, потерялось фотоискусство…
 
николай лабзин николай лабзин
А, кстати, ты ведь следишь за фотографией. Что-то новое тебе нравится? Есть мастера, работа которых восхищает?
 
Я вчера как раз думал об этом. Увы, нет! Давно ничего интересного уже не вижу. Где портреты уровня Моисея Наппельбаума? Это величайший русский фотограф-портретист, сделавший среди прочего знаменитый портрет Ленина. А где современный Карл Булла? Это другой знаменитый русский фотохудожник, он снимал Невский проспект… Где сегодня фотографы уровня Гунара Бинде, работающие с обнаженной натурой? Огромное количество снимков, но это всё печальное зрелище. С каким трепетом он относился к женскому телу. А сегодня женщина зачастую раздавлена  фотографиями. Всегда ведь должна оставаться загадка. Нельзя фотографировать вот так, в лоб!
 
николай лабзин
Над чем сейчас работаешь?
 
Снимаю документальный фильм. Мы только приступили к съемкам, история очень интересная, семейная, про любовь, но раскрывать замысел пока не буду!
 
23.06.2017г.


Оставить комментарий

Комментарии

СТРОЙПРОМСЕРВИС