Главная / Статьи / Нерабочее настроение / Лариса Тарковская - рязанская муза режиссера

Лариса Тарковская - рязанская муза режиссера

Просмотры (1528)  Комментарии (0)
Подготовила Наталья МАКАГОНОВА
 
лариса тарковская
Жена и ассистент великого русского режиссера Андрея Тарковского Лариса Кизилова все детство провела в рязанском селе Авдотьинка. Там родилась ее мама, жили многочисленные родственники. Именно поэтому  Андрей Тарковский  попал в соседний поселок Мясной. Лариса Тарковская - личность неординарная: снималась в “Зеркале”, работала ассистентом режиссера на большинстве его фильмов. Между тем, биографы Тарковского и многие его друзья относились к ней неоднозначно, обвинений в ее адрес не счесть.
 
Она часто появляется на его полароидах - светлые волосы, шали, прямая спина. Они познакомились на съемках фильма «Андрей Рублев». Молодая ассистентка влюбилась с первого взгляда и окружила режиссера такой заботой, что тот не устоял. К ней он ушел от первой жены - однокурсницы Ирмы Рауш, сыгравшей в этом фильме роль Дурочки.
 
Все, кто знал Тарковских, отмечали, что нет более контрастной пары - он рафинированный, аристократически сдержанный интеллигент, её за глаза называли мещанкой. Не приняла Ларису и сестра Андрея Арсеньевича, сказав, что та  “не их круга”.
 
тарковские
Эпизод в «Зеркале», где Лариса сыграла соседку, покупающую серьги у матери героя, это ее единственное появление в кадре в  фильме мужа. Критики заметили, что сыграла она отлично, и это удивительно, ведь её партнершей была одна из самых талантливых русских актрис - Маргарита Терехова. Недоброжелатели тут же заявили - Лариса претендует на то, чтобы играть у Тарковского все главные женские роли. Впрочем, больше на экране в качестве актрисы она не появлялась, и выбрала для себя совсем другую роль - роль жены и верного ассистента. Она с энергией претворяла в жизнь все его идеи, вплоть до самых безумных. Родственники вспоминают, как однажды он захотел перекрасить стены в кухне в черный цвет, и Лариса тут же это сделала. Разделила она с ним и бедность, и эмиграцию, и пятилетнюю разлуку с сыном…


Мясной и его обитатели
 
Поселок Мясной уже давно вошел в мировую кинематографическую сокровищницу благодаря дому Тарковских - одному из главных кинообразов 20 века. Этот дом по эскизам Мастера построила его Маргарита - Лариса Павловна. Дом стал для Тарковского всем, к чему он стремился всю жизнь. Здесь он впервые в жизни обрел долгожданный покой. Дом, старенький и неказистый снаружи, до сих пор производит удивительное впечатление. Когда заходишь внутрь,  словно переносишься в другое измерение, в пространство вне времени и географии, во внутренний мир режиссера, отраженный многочисленными зеркалами, абсолютно лишенный каких - то деталей советского быта.
мясной
Поселок Мясной
 
В Мясном её помнят многие. Виктор Н. и его жена в 90-е охраняли дом Тарковских от грабителей. Жили в небольшом вагончике рядом с домом. Он вспоминает походку Ларисы Павловны: « Высокая, интересная, вот идет по улице и сразу видно - она хозяйка! Такая осанка, такие повадки что ли… Сильная очень женщина была, властная!»
 
Об этом мало кто знает, но и сами жители Мясного чуть не стали героями фильма Тарковского.  Андрей Арсеньевич мечтал снять поселок и его обитателей. Сергей АБРАМОВ -  мэр Мясного,  как его в шутку называла Лариса, должен был стать главным героем. Тарковский считал его сельским Сократом. Впрочем, у самого деревенского философа о музе и жене режиссера воспоминания неоднозначные:
 
«Лариса Павловна приехала из Франции, показывает нам документ, Черномырдин его подписал. Мол, здесь будет создан музей, и все село находится под охраной государства. Может пошутила, может  нет, но сказала, что Нюрку одну оставит, а остальных под бугор, то есть выселит отсюда.  Тут мы забеспокоились: нам под бугор-то не хочется. И мы стали борьбу вести. У меня корова была, а она ко мне подходит и заявляет:« Это что за куча тут от вашей коровы?» И нам это тоже, конечно, не понравилось! Мы до нее тут вольные были, а тут вдруг запреты!»
 
дом тарковских
Дом Тарковских
Сергей Косырев, реставратор, в Мясной приехал много лет назад по приглашению Ларисы Павловны. Окрестности ему так приглянулись, что остался навсегда. Жена режиссера удивляла его тем, как много плавала: «Три - четыре километра в любую погоду, в любом состоянии! А ей было уже 63-64 года, хотя она внешне вроде не такого уж спортивного вида была!» Сергей считает, что бы про нее не говорили, Лариса Павловна точно была человеком неординарным: «Человек такой серьезный, за ней не пропадешь!  Вот они - рязанские женщины, и в избу горящую зайдет, да и коня на скаку остановит без проблем! Всякое было, мы и спорили и ругались, но с ней интересно было спорить! Не со всеми  людьми вообще хочется общаться, а с ней очень интересно было». 


«Ради Тарковского она готова была на все!»
 
татьяна найденова
Татьяна НАЙДЕНОВА
Татьяна Николаевна Найденова замужем за племянником Ларисы Павловны. Отношения у них были близкие. Она вспоминает её как человека необыкновенно сильного, доброго, хлебосольного, наделенного многими талантами:
 
«Лара, как сейчас бы сказали, была прирожденным дизайнером интерьера. Она в советские времена умудрялась потрясающе обставлять дом, очень вкусно готовила, её обеды и ужины состояли из десятков блюд. А самое главное, у нее был потрясающий талант объединять людей. Вокруг неё всегда было много добровольных помощников. Джуна говорила, что энергетика Ларисы Павловны не меньше ее собственной. В ней слишком много было разных качеств.  Достоевский сказал: «Широк русский человек, можно бы и поуже!» - это вот про неё. Она очень была разная, очень широкая душой.  Есть один момент, который я находила в отзывах о ней, и с которым  категорически не согласна. На нее почему-то проецируют образ мещанки, который она сыграла в фильме «Зеркало». Ничего этого в ней и близко не было! Она была такая «раззудись, плечо!»  Это её, кстати, фраза о себе. И ничего мелкого у неё в натуре не было и близко,  она прекрасно вела дом». Но самое главное, говорит Татьяна Николаевна, она невероятно любила Андрея Арсеньевича и ради него была готова буквально на все. «Она очень много для него сделала. Это же правда, что  для него украла копию Рублева с «Мосфильма». Да, было и такое! Она спасла авторскую копию фильма, а её хотели смыть! Я почему говорила про широту? У неё какой-то свой мир был, и она в нем себя вела так, как она хотела! Лара могла опоздать на встречу с президентом Франции Франсуа Миттераном, с Жискар д’Эстеном, который тогда был мэром Парижа, то есть она в этом своем мире была королевой! Поэтому для нее взять эту копию с «Мосфильма»  было нормально. А ведь тогда за это могли посадить! Но она считала, что так надо, и взяла. И оказалась права! Ведь она спасла ее для мира! Еще один эпизод был смешной. Когда они были молодые, ходили по ресторанам, Андрей как - то повздорил с таксистом. Таксист хотел ему морду уже бить, но тут вмешалась Лариса Павловна. Она в юности балетом занималась, и так этими батманами разметала, что таксист сбежал, и, таким образом, спасала Андрея Арсеньевича.  Она разная была, но единственное, с чем я не согласна, в ней никогда не было ничего мещанского и мелкого!»
 
тарковские
В дневниках Тарковский часто пишет, что хочет покоя и домашнего уюта. Именно Лариса и создала такой уют с удивительной атмосферой мира за пределами обыденности.  Сюда супруги приезжали при первой возможности, жили и зимой, когда деревня совсем пустела. Андрей Арсеньевич говорил: « Если у меня отберут этот дом, я умру». И оказался прав. В изгнании, в Италии он прожил недолго. Неудивительно, что жена пережила его ненадолго - спустя несколько лет после смерти мужа Лариса Тарковская умерла от той же формы рака.
 
Вот отрывок одного из её последних интервью в документальном фильме «Воспоминание» её сына Андрея Тарковского-младшего: «Он был очень сильным и вместе с тем таким слабым, незащищенным.  Вот, наверное, поэтому я и была ему необходима. Ты хотел узнать о наших взаимоотношениях. Ты знаешь, как папа меня любил. Я даже не знала, как папа меня любил. Я об этом узнала, только прочтя его дневники.  Если бы я их раньше читала, мне было бы проще жить…»
 
тарковские
Вся семья Тарковских
Недоброжелатели называли Ларису Тарковскую  рязанской мещанкой, обвиняли в желании войти в историю в качестве музы гения. Сам Андрей Арсеньевич в своих дневниках писал, что без нее давно бы уже погиб. Она действительно была его надежным тылом, защищающим от любых невзгод. Булгаковский Мастер  обрел покой лишь после смерти. Андрея Арсеньевича его Маргарита покоем окружила при жизни.
02.05.2017г.


Оставить комментарий

Комментарии