Главная / Статьи / Нерабочее настроение / Старый Новый год - время чудес

Старый Новый год - время чудес

Просмотры (803)  Комментарии (0)

Подготовила Наталья МАКАГОНОВА

Те, кому кажется, что все новогодние праздники позади, глубоко заблуждаются! Второе русское новогодье, несмотря на то, что григорианский календарь действует у нас уже почти сто лет, празднуется многими в ночь с 13 на 14 января.

Вы помните замечательный фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Мне всегда хотелось встретить Новый год именно так: с ряжеными и колядками! Не верьте тем, кто скажет, что сегодня это невозможно, ведь у нас не колядуют. Колядуют, и еще как – не напоказ для туристов и журналистов! Например, в селе Тимошкино Шиловского района.


Не дашь пирога, мы корову за рога!

Старый Новый год. Это название ставит в тупик иностранцев, но абсолютно естественно для русских. Впрочем, праздник этот намного древнее указа Петра I, по которому Новый год решили  начинать 1 января (14 по новому стилю). Тогда он совпал с православным днем Василия Великого, а вечер перед первым днем января в народе назывался Васильевым вечером, или Авсенем!

Ряженые в самых немыслимых костюмах – яркая особенность Авсеня. Вот как этот древний праздник описывался в документах 16-го века: «Мужи и жены и дети в домах и по улицам обходя и по водам глумы творят всякими играми и скоморошествами. Подобно же сему творят в навечерии Рождества Христова, в навечерии Василия Великого и в навечерии Богоявления». Поскольку колядовали, то есть пели колядки, под Рождество, под Новый Год скорее авсенькали.

ряженые
Ряженые в разноцветных костюмах - один из символов Авсеня

Хоть Тимошкино и не знаменитая гоголевская Диканька, кликают Авсень здесь тоже с шиком! Необычный костюм, посох, гармошка и соседи-друзья – вот составляющие веселого праздника. Тимошане к Авсеню готовятся основательно и с фантазией, ведь одеться в этот день надо так, чтобы тебя никто не узнал.

Уже вечереет, и опытные авсеньщики начинают наряжаться. Современные маски соседствуют со старинными нарядами, сшитыми еще прабабушками.
Подобрали костюм и мне – в ход пошло содержимое сундуков: юбки, платки, ленты, вывернутые на изнанку тулупы. Главное – почуднее. Разучиваю свой первый авсень:

Авсень, Авсень подай ножку насовсем!
Не дашь кишку-ножку, разобьем окошко!
Не дашь пирога, мы корову за рога!
Не дашь хлеба, стащим с печки деда!

Это сегодня авсеньки такие короткие, в старину они были длинными и содержали много интересных сюжетов, позволяющих по-новому взглянуть на духовный мир наших предков. Авсеньки обладали волшебной силой – с их помощью желали удачи или, наоборот, могли навредить. Были и особые подвиды – таусеньки. Они не сохранились у нас, зато в соседней Мордовии поют только такие.

Кликать Авсень – с песнями и гармошкой по улицам родного села – под старый Новый год начинают ближе к вечеру и заканчивают за полночь. Ряжеными в эту ночь здесь никого не удивишь.

Тимошкино укутывает бархатно-синяя ночь, начинает идти пушистый новогодний снег. Мы стучимся в первый дом. Первый же блин вышел не комом. Хозяин встретил нас хлебом-солью и не только: среди прочих разносолов на столе свинина собственного производства, каким-то таинственным образом связанная с Авсенем. Дело в том, что свиные ножки упоминаются в самих закличках. Именно на золотой свинье ездит в старинных авсеньках и сам Авсень.

Наш радушный хозяин Александр – коренной тимошанин – вспоминает, как встречала авсеньщиков его мать: «Тогда что давали? 3 копейки. Откуда что было взять? Кто блинков испечет, кто яички… Ножки сырые давали, свиные, и домой приглашали выпивать. Я помню, маленький еще был, пришли к нам авсеньщики, и мама достала из чугуна эти ножки и им отдала – это Авсень!»

Подкрепившись у Александра, отправляемся дальше. Кто-то о нашем приходе был предупрежден, кто-то ничего – нет, но большинство встречает радушно и весело. Нам дают деньги, сладости, традиционные напитки, у многих заранее накрыт стол, за который и приглашают ряженых.

Валентина Васильевна, как и все в Тимошкино, к приходу ряженых готова: стол ломится от угощений. Ведь древний обычай гласит: не встретишь их хлебом-солью – в этом году не будет в доме удачи! И еще один: все, что пожелают хозяевам и друг другу авсеньщики за праздничным столом, обязательно сбудется! Авсеньщики шумно желают хозяйке здоровья, процветания, ну и жениха, конечно, – старичка какого, чтоб не было одиноко! В другом доме нас даже попросили спеть авсень с пожеланием сына или дочки (оказывается, есть и такой).

Под ногами хрустит снег, огромные пушистые хлопья медленно падают на землю, вокруг ряженые в самых немыслимых костюмах, задорные частушки, шутки, танцы прямо на улице и смех: так вот он какой, настоящий Новый год по-русски! Вот так в этом празднике, сохранившемся вопреки всему в рязанском селе, проступают самые главные народные черты.

Многие европейцы, американцы или, например, японцы без приглашения и знакомого человека на порог не пустят, а тут незнакомых встречают как дорогих гостей и угощают всем самым вкусным!

Тимошане не унывают и в обычной жизни: все мои спутницы под руководством директора местного клуба Валентины Гавриковой исполняют старинные песни родного села.

До полночи еще далеко, а значит, предстоит обойти полсела. Авсенькает по улицам Тимошкино не только наша компания – то тут, то там встречаем молодежь в костюмах с пакетами в руках. Открывают все, ведь авсеньщики могут и разозлиться. Известны и авсени с плохими пожеланиями, например, смерти.

Колядовать – даже в самом этом слове есть что то таинственное. Так и слышится – «колдовать». Ведь считалось, что в эту ночь в таких странных одеждах в гости приходят не обычные наряженые соседи, а представители иного мира, поэтому-то так страшно не подать им – неизвестно, какие беды это может принести.


Мост в иные миры

фрейр
Скандинавский Фрейр - родственник Авсеня

Обряд призвания Авсеня имеет очень глубокие корни, уверен этнограф Андрей Гаврилов. Ряженые символизируют души предков, которых угощают дарами, чтобы они принесли удачу в новом году. Две святочные недели для предков были временем необыкновенным – временем чудес. Небеса открывались, и можно было вступить в контакт со сверхъестественной силой или умершими.

В Рязанской области сохранилось множество интересных поверий, связанных с этими днями. В селе Константиново говорили, что на святки волки женятся. А в Борке прибавляли: собираются оборотни. В Инякино рассказывали, что в лесах анчутки до полуночи поют свои песни. Но самой главной загадкой для ученых остается тот самый Авсень, которого кликают ряженые. Одни связывают его имя с овсом, другие – с названием января (Просинец), третьи считают его олицетворением весны, отцом вечерней и утренней зари, покровителем свиней. В старинных авсенях и таусенях он едет по мосту между мирами верхом на свинье и погоняет ее золотым поросенком, так же, как скандинавский бог плодородия Фрейр.

Помимо Авсеня, на зимних Святках к людям спускаются еще два таинственных персонажа – Коляда и Плуга. Бабка Коляда ходит по домам под Рождество и проверяет, сколько пряжи наткали хозяйки, были ли дети послушными и работящими. Ее тоже стараются угостить всеми мыслимыми и немыслимыми блюдами, задобрить.

Если память о Коляде сохранилась в народе и кое-где еще колядуют, то Плуга, которую ходили кликать накануне Крещения, еще более таинственный персонаж! Именно ее приход и завершал зимние Святки – святые дни, которые длились две недели. Все это время русские веселились, ходили друг к другу в гости. Впрочем, хоть это и был один из самых главных праздничных циклов в году, до революции не было привычных нам новогодних каникул. Выходной был только 1 января, неделю зимой отдыхали лишь гимназисты и судейские служащие.

авсень языческий праздник
Авсень верхом на свинье Маска - атрибут языческого праздника


Когда отдыхали больше?

И здесь возникает еще один интересный вопрос: а сколько вообще было нерабочих праздничных дней до революции? Казалось бы, что тут сравнивать: за 20-й век мы только выиграли! После революции ввели восьмичасовой рабочий день, с 1967 года отдыхаем и по субботам, плюс оплачиваемый отпуск, десять дней на Новый год, три дня на майские, и прочая, и прочая…

В дореволюционном календаре неприсутственными днями, то есть нерабочими, были в основном православные праздники. Помимо них – Новый год и памятные даты, связанные с членами императорской семьи. Отдельно на каждый месяц расписаны местночтимые нерабочие церковные праздники, отмечаемые в конкретных деревнях. Особые даты, например, день полка, были и у разных сословий.

В 2017 году 13 официальных нерабочих дней, прибавляем еще 52 субботы и столько же воскресений (отдыхать по субботам мы стали уже в 20 веке), получается 117 нерабочих дней в году. В 1897 только официальных праздников – 82, а были еще и местночтимые – в некоторых местах их количество доходило до 150! Вот и получается, что 21-му веку по количеству нерабочих дней до 19-го не дотянуться! Вопреки распространенному убеждению получается, что больше всех отдыхали… крестьяне.

тимошкино застолье
Авсеньщиков в Тимошкино принято встречать обильным угощением Элементы праздничного застолья

В 1909 году члены Государственного совета обратились к царю с просьбой сократить количество нерабочих дней в стране хотя бы до европейских 63, а значит, как раз до современного уровня. На их взгляд, именно бесконечные праздники наносили катастрофический ущерб экономике страны, особенно в сельском хозяйстве. «В среднем русское население празднует от 100 до 120 дней в году. В общем, один нерабочий день приходится на 3,5 рабочих дня. Такое положение представляется уже совершенно нетерпимым. Если обратиться к законодательствам и обычаям различных стран Западной Европы, то количество существующих у нас праздников по сравнению с установленным там представляется особенно высоким», – гласила записка о сокращении числа праздничных дней членов Государственного совета Российской империи.

Въедливые социологи подсчитали количество праздников накануне отмены крепостного права и выяснили: рабочее время крестьянина составляло всего 38%, а нерабочее – 62! Причем запрет на работы соблюдали неукоснительно: чтобы не стать калекой, чтили день святого Кирика, от пожара – день святого Фоки, чтобы небо не упало на землю – день Симеона Столпника, против засухи – день святого Прокопия, и так далее.

Однако историки предупреждают: сравнить жизнь дореволюционной и современной России практически невозможно. Ведь очень много времени уходило на домашнюю работу, которую сегодня заменили «блага цивилизации». Именно рост свободного от работы времени и является свидетельством прогресса, уверены ученые. Согласно этому принципу, в 21-м веке праздников меньше, а вот свободного времени – больше. А значит, несмотря на календарные даты, наши предки трудились больше, праздновали меньше, да и жизнь у них была короче, чем у нас.


Тимошкинский рецепт счастья

В селе Тимошкино между тем готовятся к гаданию. Старый Новый год, когда кликают Авсень, считается временем особо для этого благоприятным. Задорные тимошанки решают гадать на женихов, ведь что еще нужно женщине для счастья? Для начала все по очереди кидают валенок через амбар: куда будет показывать носок, оттуда и приедет жених. А вот Татьяна Васильевна предпочитает другой метод, надежнее: нужно с закрытыми глазами схватиться за забор: какую палку схватишь, такой и жених будет.

Ей попалась высокая и худая. Опытным глазом осмотрев штакетник, заключает: работящий будет, денег, правда, мало, но деньги ведь не главное.

Здесь как будто бы знают рецепт вечного счастья: энергия и веселье хлещут через край. А все потому, говорят тимошане, что очень любят свою Родину и чтут ее древние традиции. То, что в Тимошкино спустя тысячелетия авсенькают с таким размахом – и молодые и старые – какое-то чудо! Это настоящее сокровище, национальное достояние, которое надо бережно хранить и всячески поддерживать!

В этой разноцветной компании на улицах старинного села я почувствовала себя по настоящему русской: вот он, мир наших предков, так они праздновали новый год. Весело, все вместе и с таинственным подтекстом.

ряженые

Следующие хозяева встретили нас так гостеприимно, что мы еле встали из-за стола. Передать, какие вкусные тут были белые грибы из дубовых бочек, невозможно. Кулинарные таланты тимошан признают и жители соседних сел, они говорят: «Кто тимошкинских блинов не едал, на рязанщине не бывал!»

Компания авсеньщиков становилась все веселее. Если честно, самое тяжелое испытание для меня – огромное количество еды. Столько съесть мне кажется невозможным… Причем отказаться нельзя: этим ты можешь лишить хозяев удачи в новом году. Обойдя почти все село, подсчитываем наколядованное: около тысячи рублей и куча припасов. С наступлением ночи праздник перемещается в дом. Вся наша добыча отправляется на общий стол, за которым собираются авсеньщики. Приходит время для долгих старинных песен. Когда-то праздники всех объединяли, а сейчас люди больше стараются укрыться друг от друга за высокими заборами, грустят тимошанки.

Задорные авсеньщики за праздничным столом еще раз встретят новый год, споют любимые песни и пожелают друг другу, чтобы исполнились самые заветные желания: все были здоровы, родное село развивалось, молодежь не забывала старинные обычаи, а рядом обязательно был бы близкий человек. Ведь что еще нужно для счастья?

Опубликовано в №01 еженедельника "Дом.Строй"
(от 11.01.2017г.)



Оставить комментарий

Комментарии

СТРОЙПРОМСЕРВИС